В чем разница между выручкой, доходами и прибылью?

Иногда эти термины используют как синонимы. Но это разные вещи. Объясняем финансовые термины и показываем, в чем отличие на простом понятном примере.

Иллюстрация к циклическим ссылкам: уличный художник рисует граффити на стене, зеленое кольцо со стрелками
Привет!

По правде говоря, идея этой статьи родилась из общения с экспертом из области, не связанной с финансами. Выяснилось, что для него термины «выручка», «доходы» и «прибыль» примерно об одном и том же.

В бизнесе слова «выручка», «доходы» и «прибыль» могу в диалогах часто использовать как синонимы, и в этом нет ничего критичного. Главное, чтобы всем было понятно, о чем в конкретный момент идет речь. «У меня летом прибыль в два раза увеличивается» — говорит предприниматель, занимающийся строительством деревянных летних веранд для кафе, имея в виду общую сумму денег, получаемых от клиентов, или просто подразумевая 2x рост количества заказов.

Но с точки зрения финансов это три совершенно разных показателя, и иногда путать их противопоказано. Например, если вы составляете тендерную документацию, или идете в банк за кредитом, или питчите стартап перед инвесторами, или пытаетесь выяснить, за что налоговая доначислила вам налог на прибыль.

Давайте разберемся. А, если потребуется, вы всегда сможете вернуться к этой статье, чтобы расставить точки над i. Это проще, чем кажется, особенно на наглядном примере.
Представьте себе кофейню. Она расположена в отличном месте с высокой проходимостью, но арендует слишком большое помещение.

Чтобы оптимизировать расходы, владелец решает сдать один уголок в субаренду небольшой цветочной лавке. Так он получает дополнительный доход.

Посмотрим, что это значит в финансовых терминах.
Пример циклических ссылок в Excel
Фото для кейса взято из реального примера отсюда.
В этой статье — краткий разбор трех терминов на примере кофейни и цветочной лавки:
Поехали!

Что такое «Выручка»

Выручка — это сумма всех денег, которые компания получила от своей основной деятельности.

Это точка отсчета, самый верхний уровень в финансовом отчете о прибылях и убытках. Технически, выручка, доходы и прибыль это даже не совсем деньги, и об этом можно прочитать в материале про три формы отчетности на GrossMargin, но сейчас для нас это не критично. Выручка измеряется в деньгах, и этого нам достаточно.

Для нашей кофейни выручка — это все деньги, полученные от продажи кофе, круассанов, десертов и других позиций из меню. Если за месяц кофейня продала напитков и еды, например, на 1,8 млн руб., то её выручка и составит эти самые 1,8 млн руб.

Деньги от сдачи места цветочной лавке в аренду сюда не входят. Почему? Потому что основная деятельность кофейни — готовить и продавать кофе, десерты и другие блюда и напитки из меню, а не сдавать площади в аренду. В выручку попадает только то, что относится к основному делу кофейни. Сдача площади в аренду — это так, дополнительный доход, чтобы аренда не была слишком обременительной.

Что такое «Доходы»

Доходы — это более широкое понятие. Они включают в себя выручку от основного дела (основной деятельности) плюс прочие доходы, которые не связаны напрямую с основным делом, предметом бизнеса.

Доходы = Выручка + Прочие доходы

В нашем примере с кофейней и цветочной лавкой сдача площади в субаренду цветочной лавке как раз и является таким прочим, неосновным доходом. И если цветочная лавка будет платить кофейне за эту площадь, например, 50 тыс. руб. в месяц, то финансы у кофейни будут такие:
  • Выручка = 1,8 млн руб., и это от продажи кофе, десертов и т.п.
  • Прочие доходы = 50 тыс. руб., и это арендная плата за площадь от цветочной лавки.
Таким образом, общие доходы кофейни за месяц составят 1,8 млн руб. + 50 тыс. руб., итого 1,85 млн руб.

К прочим доходам в бизнесе могут относиться проценты по вкладам, доходы от продажи старого оборудования, курсовые разницы, подобные цветочной лавке субаренды и т.п.

Разделение выручки и прочих доходов помогает понять, какая часть денег генерируется основным бизнесом, а какая — побочными вещами.

Что такое «Прибыль»

Прибыль — это то, что остается от доходов после вычета всех расходов. Это финальный результат, чистый заработок компании.

Прибыль = Доходы – Расходы

Вернемся еще раз к кофейне. Её общие доходы составили 1,85 млн руб. Но были и расходы: закупка зерен, молока, продуктов, зарплата бариста и управляющего, аренда всего помещения, коммунальные платежи, налоги, маркетинг, реклама и т.д.

Допустим, все эти расходы за месяц составили 1,5 млн руб. Тогда прибыль как разница между доходами и расходами составит 1,85 млн руб. – 1,5 млн руб., итого 350 тыс. руб. в сухом остатке.

Именно 350 тыс. руб. — это прибыль кофейни. Это те деньги, которые владелец кофейни может забрать себе в виде дивидендов или реинвестировать в развитие бизнеса.

Но это далеко не все. Прибыль, как мы уже выяснили в статье о видах прибыли, тоже бывает разной: сырьевой, валовой, операционной, чистой; и каждый вид прибыли служит индикатором здоровья определенных элементов бизнеса.

Как все это выглядит в реальном отчете

Чтобы увидеть эти термины в действии, достаточно посмотреть на стандартный Отчет о финансовых результатах (ОФР или Форма-2). Это официальное российское название отчета о прибылях и убытках и, по сути, главный документ, который показывает, как из выручки формируется прибыль.
Как видно на изображениях в галерее выше, отчет строится «сверху вниз»:
1. Выручка (синим и потом красным) — это наш стартовый показатель от основной деятельности.
2. Ниже появляются виды Прочих доходов (красным).
3. На каждом уровне появляется промежуточная прибыль (зеленым), и в конце — Чистая прибыль (зеленым) после вычета абсолютно всех расходов

Резюмируем

Выручка — деньги от основной деятельности (проданного кофе и выпечки).
Доходы — деньги от основной деятельности + прочие доходы (кофе и выпечка + деньги за аренду от цветочной лавки).
Прибыль — то, что осталось от всех доходов после оплаты аренды, зарплат, продуктов, налогов и т.д.

Понимание этих трех базовых терминов — основа финансовой грамотности в корпоративном финансовом мире, чтобы читать отчетность, видеть реальную картину дел в компании, общаться с банками и налоговой, принимать управленческие решения.
GrossMargin — это тренажерная для изучения финансового моделирования, здесь размещены материалы для освоения этого навыка, который работает на стыке технических навыков работы с Excel, знания корпоративных финансов, а также аналитического мышления. Поскольку тренажерная посвящена именно финансовому моделированию, в ней ограниченно присутствуют базовые термины. Мы надеемся, что данная статья поможет вам разобраться в них, если у вас возникла такая потребность.

Что еще интересного